На главную страницу
Обмен этими письмами состоялся за две недели до Указа президента 11 декабря 1998 года.

Ответ начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

Письмо руководителей территорий, не входящих в состав города Владивостока, Президенту России Б.Н.Ельцину

Глубокоуважаемый Борис Николаевич!

Нас, законно избранных руководителей местного самоуправления Приморского края, возмущают попытки ряда должностных лиц администрации президента Российской Федерации и близких к ним средств массовой информации спасти от судебного разбирательства мэра г.Владивостока Черепкова В.И.

В декабре 1994 года Ваш указ о снятии Черепкова привел к оздоровлению обстановки во Владивостоке. Город ушел от политиканства, в нем закипела работа, началось строительство, появились иностранные инвесторы. Ростки нормальной жизни помогли в июле 1996 года большинству горожан отвергнуть путь в прошлое и выбрать дорогу реформ.

Но начиная с октября 1996 года, после восстановления в должности мэра г.Владивостока В.И.Черепкова все пошло по другому. Финансовые средства, поступающие в городской бюджет, расходуются В.И.Черепковым не на решение острейших проблем города, а на популистские шаги - широкомасштабное строительство дорог, подземных переходов, мостов при низком качестве строительства. Только в 1997 году мэрией было израсходовано на эти цели свыше 57 процентов доходной части бюджета, в то же время, являясь городом-донором, имея самые большие налоговые поступления, мэрия города не оплачивает услуги, оказываемые организациями жилищно- коммунального хозяйства, энергетиками. Долг мэрии перед ОАО "Дальэнерго" уже составил 1182,9 млн рублей.

Такие огромные непоступления финансовых средств создают на энергоисточниках не только города, но и края в целом критические ситуации с накоплением угля и мазута. Малейшие сбои в работе энергоисточников Владивостока приводят к разбалансированию всей энергосистемы края. Поэтому мы вынуждены были через краевую комиссию по чрезвычайным ситуациям обратиться в Думу Приморского края о внесении изменений в Закон "О краевом бюджете на 1998 год" с целью изъятия части налогов из городского бюджета и направления их энергетикам и угольщикам.

Опираясь на поддержку отдельных высокопоставленных лиц Вашей администрации, Черепков В.И. стал неуправляемым, превратил столицу Приморского края из красивейшего города Дальнего Востока в грязный, неустроенный провинциальный город. Зная непредсказуемость действий, предпринимаемых мэром, российские и иностранные инвесторы прекратили вкладывать деньги в развитие города.

Поддерживаемый прокоммунистически настроенными антиреформаторскими силами, которые используют Черепкова в своих политических целях для дестабилизации общества, мэр превратился в крайне одиозную фигуру.

Мы понимаем, что, пытаясь спасти Черепкова от судебного разбирательства, используя самые грубые приемы так называемого телефонного права, развязывая кампанию пропагандистского террора вокруг инакомыслящих, высокопоставленные должностные лица из Вашей администрации сами пытаются избежать ответственности. Ведь именно они, не дожидаясь решения Московского городского суда, подсунули вам проект указа о восстановлении Черепкова в должности. Признать сейчас его политическое и правовое банкротство, зная вашу требовательность и принципиальность, это значит признать свою вину. Эти люди готовы на все. Поэтому мы заявляем, что тоже готовы на все.

Мы не позволим шельмовать целый край в угоду авантюриста, добивающегося бесконтрольной власти. Если группа высокопоставленных чиновников, обанкротившихся политиков и обслуживающие их средства массовой информации забыли об Основном Законе страны, мы напомним им об этом, используя все средства, данные нам законом.

Мы, должностные лица, представляющие интересы двух с половиной миллионов жителей края, вынуждены повторно обратиться к Вам с просьбой незамедлительно рассмотреть наше обращение и Вашим указом отстранить от занимаемой должности мэра г.Владивостока Черепкова В.И., тем более что срок его полномочий истек 5 июля 1998 года. Всенародно избранные в декабре 1996 года главы муниципальных образований: А.ТЕРЕНТЬЕВ, М.ЛИЧЕНКО, В.СТАРЧЕНКО, С.АГАДЖАНОВ, В.АШИХМИН, Е.ХУДЕНЬКИХ, В.ШАПОВАЛОВ, А.ФТОДОСЬЕВ, Н.БОНДАРЕНКО, В.НИКУЛЕНКО, В.НАСТЕВИЧ, А.ЧЕБОТКОВ, А.ПРОХОРОВ, А.БОРОДУЛИН, К.ЩЕРБАКОВ, А.РОЖЕНКО, К.ВОЙЦЕШЕВСКИЙ, Ж.САКСИНА, В.УСОЛЬЦЕВ, В.ГУЛАК, И.СИНЯЕВ, А.ДОБРЫДИН, А.КАРАСЕВ, В.БАНДЮКОВ, В.ЛОМОВЦЕВ, В.КРИВЕНКО.

Необходимые дополнения:

Во-первых, нас, приморцев, насчитывалось в крае на 1 января текущего года 2 миллиона 216 тысяч человек (причем число это ежегодно сокращается), 647300 из них - владивостокцы.

Во-вторых, содержательная часть этого обращения не заслуживает редакционного анализа - все непредвзятые люди и сами знают, что к чему.

В-третьих, написано оно, что уже стало в крае нормой, вовсе не в Новопокровке, Хороле или Дальнегорске. Не все приморцы обнаружат среди подписантов глав своих городов и районов. Его им и не предлагали.

В-четвертых, мы знаем, что кое-кто из тех, чьи подписи стоят под обращением, тоже не подписывали его. Мы действительно с радостью сообщим, кто именно, если они сами подтвердят нам это или - не из-под полы, не фигой в кармане, а громогласно и гордо - подтвердят, что подписали.

В-пятых, 26 сентября крайизбирком (одним из членов которого является первый секретарь крайкома КПРФ) отстранил В.Черепкова от участия в выборах мэра Владивостока по жалобе... горкома КПРФ.

И, наконец, шестое. Отлуп, как говаривал дед Щукарь, каждый подписант получил в письменном виде. Мы предлагаем его вниманию всего края. Но нужен он, прежде всего, самим подписантам на случай... их собственного выноса.


Газета "Утро России", 11 декабря 1998 года

Ответ начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

Главам муниципальных образований А.Терентьеву, М.Личенко, В.Старченко, С.Агаджанову, В.Ашихмину, Е.Худеньких, В.Шаповалову, А.Фтодосьеву, Н.Бондаренко, В.Никуленко, В.Настевичу, А.Чеботкову, А.Прохорову, А.Бородулину, К.Щербакову, А.Роженко, К.Войцешевскому, Ж.Саксиной, В.Усольцеву, В.Гулаку, И.Синяеву, А.Добрыдину, А.Карасеву, В.Бандюкову, В.Ломовцеву и В.Кривенко, потребовавшим от президента отстранить от занимаемой должности мэра г.Владивостока В.Черепкова.

Ваше обращение к президенту Российской Федерации, в котором вы ставите вопрос о необходимости издания указа президента Российской Федерации об освобождении от должности мэра г.Владивостока В.И.Черепкова, в соответствии с поручением первого заместителя руководителя администрации президента Российской Федерации О.Н.Сысуева, рассмотрено в Управлении Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

По существу поставленных вами проблем сообщаем следующее.

1. Издание указа президента Российской Федерации об отстранении от должности выборного должностного лица местного самоуправления вступит в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

На неконституционность норм законодательства, предусматривающих возможность подобных действий, указывается в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике".

При этом, в соответствии со статьей 87 федерального конституционного Закона "О Конституционном суде Российской Федерации", вывод о признании нормативного акта или отдельных его положений неконституционными подлежит применению и в отношении других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом соответствующего обращения.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 49 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отстранения от должности выборного должностного лица местного самоуправления, нарушающего законодательство, через принятие закона субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что указанная норма являлась предметом запроса Народного хурала Республики Бурятия в Конституционный суд Российской Федерации и была признана постановлением от 16 октября 1997 года соответствующей Конституции Российской Федерации.

2. Вывод об истечении срока полномочий В.И.Черепкова не основан на нормах действующего законодательства. На должность мэра (главы администрации) г.Владивостока В.И.Черепков был избран 5 июля 1993 года населением города путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, как это было предусмотрено пунктом 2 статьи 30 действовавшего на тот момент Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 59) установлено, что должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу названного федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Тот факт, что В.И.Черепков Указом президента Российской Федерации от 23 декабря 1994 года N 2206 "О главе администрации г.Владивостока" был освобожден от должности, не изменяет его статуса выборного должностного лица местного самоуправления, поскольку Указом президента Российской Федерации от 24 сентября 1996 года N 1391 "О Черепкове В.И." вышеупомянутый указ был отменен, а В.И.Черепков - восстановлен в ранее занимаемой должности с 23 декабря 1994 года (то есть с даты издания указа президента Российской Федерации об освобождении В.И.Черепкова от должности).

Следует также отметить, что определение термина "срок полномочий" в отношении применения его к выборным органам и должностным лицам местного самоуправления в действующих федеральных законах отсутствует. Применение же к публично-правовым отношениям гражданско-правовых норм исчисления сроков (согласно которым сроки, исчисляемые в годах, истекают в число месяца последнего года срока, совпадающее с числом месяца года начала исчисления срока) не может считаться правомерным, поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2), установлено, что нормы гражданского права подлежат применению лишь к правоотношениям, связанным с реализацией прав собственности.

Вместе с тем статьей 18 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом того обстоятельства, что процедура выборов мэра г.Владивостока была проведена 27 сентября 1998 года, однако выборы были признаны несостоявшимися по причине недостаточного участия в них избирателей, необходимо признать, что в настоящее время В.И.Черепков занимает должность мэра г.Владивостока на законных основаниях.

3. Проведение повторных выборов мэра г.Владивостока назначено на 17 января 1999 года. В целях содействия разрешению в правовых формах конфликта в Приморском крае (на остроту этого конфликта, в частности, указывает демонстративно некорректный тон подписанного вами письма) прошу вас предпринять все возможные меры по обеспечению проведения указанных выборов в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Б.МИНЦ,начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.


В начало страницы