Евгений ХРУСТАЛЕВ:
Думы городов и районов края нелегитимны

На фоне событий, происходящих вокруг выборов во Владивостоке, как-то затушевался вопрос о представительных органах городов и районов края. А ведь еще 22 декабря 1998 года согласно законодательству у депутатов всех муниципальных образований Приморья истек срок полномочий. Таким образом, получается, что все решения, принимаемые думами городов и районов края сегодня, не имеют юридической силы.

Об этом корреспондент "ЗР" Алексей САДЫКОВ беседует с заместителем председателя избирательной комиссии Приморского края Евгением ХРУСТАЛЕВЫМ.

- Как же случилось, что городские и районные думы края "пересидели"?

- Как известно, 22 декабря 1996 года повсеместно в крае были проведены выборы депутатов представительных органов муниципальных образований. Они избирались сроком на два года. Уже в октябре прошлого года во всех образованиях края должны быть назначены выборы депутатов. На сегодняшний день мы знаем, что такие решения приняты только в трех из 34 городов и районов Приморья: в декабре городской суд Находки назначил выборы на 28 марта, в Арсеньеве выборы назначены местным избиркомом - тоже на 28 марта, есть решение о выборах и по Большому Камню.

- Евгений Николаевич, расскажите, пожалуйста, о конфликтах в Находке и Арсеньеве подробнее - вокруг этих событий было столько шума...

- То, что произошло в Находке, может случиться там, где есть конфликт между различными ветвями власти. Депутаты гордумы решили продлить свои полномочия еще на два года. Их решение было опротестовано, и только краевой суд смог назначить выборы. Сейчас в Находке сформирована временная избирательная комиссия из 13 представителей партий, движений, общественности. Однако гордума до сих пор не назначила участковые комиссии. Нам приходится постоянно консультировать, помогать. В Арсеньеве, когда скончался мэр Виктор Манойленко, были назначены выборы главы муниципального образования, а дума заупрямилась. Дело в том, что прокуратура, местный избирком и дума по-разному трактовали законодательство. На сегодняшний день избирком выборы представительного органа все-таки назначил, и ситуация вроде бы разрядилась. Но никто не гарантирует, что выборы в этих городах весной состоятся.

- Какие несогласования в законах позволяют действовать подобным образом?

- У нас до сих пор краевой и федеральный законы не приведены в соответствие друг другу. Так, по краевому закону о выборах в органы местного самоуправления они назначаются за 2 месяца до их проведения, а по федеральному - за 3-4. То есть у нас нет времени для реагирования на возникающие споры и конфликты. В итоге получаем срыв выборов. По нашему закону избирательные объединения должны собрать 2% от имеющих право голоса для регистрации кандидата, а группа избирателей - только 1%. А это уже нарушение принципа равноправия кандидатов. Порядок голосования в законах трактуется также по-разному.

Нужно сказать, что крайизбирком четырежды в течение прошлого года, напоминал местным представительным органам о том, что в 1998 году нужно назначить выборы. Но депутаты избирались до того, как были установлены "правила игры" (т.е. зарегистрированы уставы образований), поэтому сейчас на этом основании они не желают прекращать свои полномочия. Многие ссылаются на отсутствие средств на проведение выборов.

Мы неоднократно напоминали думе края о необходимости устранить разногласия между местным и федеральным законодательством, есть на этот счет и рекомендации правового управления ЦИК, но пока реакции не видно.

- Таким образом, мы имеем грубое нарушение прав избирателей практически по всему краю и никаких рычагов воздействия на депутатов, которым понравилось сидеть в думе?

- Совершенно верно. Любой житель любого образования может спокойно пойти в суд и подать жалобу на неправомочность исполнения своих обязанностей депутатами местной думы после 22 декабря. А все решения, принятые ими после этой даты, считаются нелигитимными. Вала обращений в судах нет, видимо, только из-за незнания людьми законов.

Что касается воздействия, то в России установлена такая система местного самоуправления, повлиять на которую не может практически никто - в том числе и президент. Представительные органы могут подчиниться только судебному решению.

Известный указ Президента РФ N1561 от 11 декабря в этом смысле несправедлив, но глава государства как гарант Конституции РФ может при принятии решения исходить из высшей целесообразности - конституционных прав граждан. Что и получилось в данном случае.

- Решение Ленинского суда об отмене назначения выборов мэра Владивостока основывалось, в том числе, и на утверждении, что мэра избирали в отсутствие устава города. Но это решение создает прецедент по отмене выборов всех глав муниципальных образований края - ведь в 1996 году ни у кого не было устава. Есть ли такая опасность?

- В 1996 году, когда избирали депутатов районных и городских дум, прошли также выборы глав муниципальных образований. Их также по причине отсутствия устава избрали на четыре года. По Находке краевому суду пришлось даже принять решение, которое подтвердило полномочия мэра на четыре года. Прецедент создан...

P.S. 15 января пришло сообщение, что Находкинский городской суд отменил устав г.Находки. Именно этот документ определяет сроки полномочий депутатов и главы муниципального образования.