Шаманы нашего выбора

Алексей САДЫКОВ.

Кому достался знаменитый ящик мыла как приз за самые грязные технологии в прошедшую избирательную кампанию, нам выяснить так и не удалось. Очевидно, инициаторы неформального конкурса в растерянности - слишком много оказалось претендентов...

Пожалуй, не смогли бы этого сделать в Приморье и мы. Избирательная кампания завершилась, оставив ее участников-соперников чуть ли не врагами, а избирателей - еще с большим недоверием к власти.

ПО УМОЛЧАНИЮ

Пожалуй, самая эффективная технология достижения победы была использована при принятии устава Владивостока. Уж очень он был нужен для выборов мэра! Любыми средствами...

Появление в свет проекта городского устава даже "ЗР" чуть не прозевал: опубликованный в странной газетке "Владивосток - наш город", он попал в почтовые ящики бесплатно случайным горожанам. Зато и неюридическим взглядом было ясно - подготовленный некоей инициативной группой устав Владивостока был написан под конкретное лицо. Впрочем, как и тот вариант, который предлагался в свое время "группой поддержки" экс-мэра краевого центра Виктора ЧЕРЕПКОВА. Но, как нам известно, Юрий КОПЫЛОВ, который пока имеет максимум шансов на выборах мэра (назначены на 19 марта), и Виктор Черепков - люди совершенно разные.

ВСЕНАРОДНОГО обсуждения устава так и не произошло ("ЗР" также высказывался на эту тему не единожды с привлечением специалистов). Повторная публикация проекта в "Приморских вестях" и даже какого-то номера телефона, по которому якобы принимались поправки, но не дозвониться, уже ничего исправить не могли: проект был зарегистрирован избиркомом. Какие поправки? Какое обсуждение? "Да" или "нет" - вот и все, что осталось горожанам.

И "технологи" рассчитали верно: хотите выборов мэра - голосуйте за устав. И действительно вышло - под шумок выборов на референдуме наскребли 51-52% избирателей. Сегодня юристы пытаются пошуметь - опоздали.

САГА О ДУМЕ

Претенденты на 14 мест в городской думе Владивостока особо не выпячивались. На что надеялись 64 кандидата - непонятно.

Наглядную агитацию заготовили для себя немногие. Видны были листовки Виталия БАКАНОВА - "N1 в списке кандидатов", Германа ЗВЕРЕВА и Руслана КОНДРАТОВА, сына бывшего руководителя УФСБ по Приморскому краю.

Остальные кандидаты толком не светились. Оппозиция на этих выборах уже не имела своего печатного органа (как это было в начале прошлого года с газетой "Приморье") и шла сама по себе, а не блоком. Да и история с вышибанием депутатов через суды не оставила энтузиазма даже у вечных бойцов. Агитация - как придется, результаты - как получилось.

ПРО КОНТРАРГУМЕНТЫ. ИЛИ ХОДЫ КОНЕМ

Главными для края были выборы губернатора. И тут все выкладывались на полную катушку. По оценкам некоторых "технологов", кресло губернатора стоит около $15 млн.

Шансов у действующего губернатора избраться на второй срок гораздо больше, чем у конкурентов. Это и подтвердилось. Усилия маститых московских "пиаровцев", которые, по неподтвержденным слухам, базировались в пригороде Владивостока, разрабатывая свои проекты, широкая известность в крае и наличие в районах только двух программ телевидения и одной - радио сыграли свою роль в победе Наздратенко.

Но запевалой кампании было "Общественное телевидение Приморья". Именно на этом канале впервые прошли ролики из серии "Настоящий выбор". Узнавать чайку-галочку и слоганы со словом "настоящее" в различных вариантах приморцев начали приучать задолго до выборов. Безупречно сделанные, с точки зрения техники, ролики все же не дали особого эффекта - они быстро приелись, поскольку выдумывались людьми, которые никогда не жили в крае. То же случилось и с набившим оскомину сериалом (подкрепленным щитами на улицах Владивостока) "Что такое трансферт?", который задумывался как контраргумент против лозунга оппозиции "Приморье - дармоед". Да и зона вещания "ОТВ-Прим" была ограничена.

Частота упоминаний на радио и ТВ вызвала обратную реакцию - отторжения. А потому отсутствие самого губернатора в крае во время предвыборной агитации - неплохо продуманный ход, который как бы отвел от него личную причастность к делам его ретивых сторонников.

Впрочем, от белого пиара губернаторской кампании останутся в памяти лишь слоганы "Настоящий выбор" и "Жить и работать в Приморье", которые уже породили в народе массу анекдотов, что лишь подтверждает их удачный выбор.

У основного конкурента Наздратенко - Кириличева - информационное пространство для вариаций было сужено - широкий доступ лишь к эфирному времени на телеканале "ТВЦ", зрителей у которого в крае - несколько десятков тысяч. Плюс плакаты - красивые, порой превосходящие по качеству "белодомовские". А также - контрпропаганда в виде растяжек над владивостокскими улицами: "Кириличев - мы не стадо! Приморцы". Зато отыгрался на спецвыпусках "Красного знамени", устроив в оппозиционной газете свой бенефис. И в ответ газета получила аналогичный продукт - "Красное знамя Приморья", вышедшее в канун выборов тиражом 300 тысяч экземпляров и славящее действующего губернатора. Впрочем, это старый прием - вспомните недавнее "Приморье" и антипод "Наше Приморье".

Куда интереснее дело обстояло с нетрадиционными агитками. На продуманный рефрен оппозиции "Приморье - зона страха" Приморское ТВ и "ОТВ-Прим" демонстрировали 5-минутный мультфильм "Зона страха", где в неприглядном виде показывались Черепков, Кириличев, Дудник, Орлова, Ведерников (в полный рост) и губы ЧУБАЙСА. Попытки оппозиционеров загадить край пресекались летающим аппаратом "Приморец" с до боли знакомой "чайкой" на борту.

В ответ оппозиция нарисовала фильм "Репка", который так и не был показан. В нем Ельцин в ползунках сажает на карте Приморья семечко, из него вырастает репка, зловещая тень от листьев которой накрывает весь край. Представители населения сообща выдергивают овощ, а Ельцин сосет соску. На "ОТВ-Прим" в программе "Семь" регулярно выступал народный сказитель в рубрике "Настоящие сказки". Там положительный герой Нас-Нас всегда приходил на помощь народу, который страдал то от спикера деревенского парламента, то от дельца Пригодиличева.

Еще одной новинкой были музыкальные миксы с записями речей политических деятелей Приморья. Наложенные на танцевальную музыку, они, скорее всего, были предназначены для молодежи, но широкого распространения, в отличие от лужковских частушек в Москве, не получили. К тому ж сегодня звучащая в записях ненормативная лексика якобы руководителей края вряд ли режет ухо даже интеллигента.

ДОСЬЕ "ЗР": Были и иные методы. Среди них - листовки с откровенной грязью на семью Наздратенко, фотомонтаж на Ведерникова и отлов на вечерних улицах краевого центра агитаторов Кириличева с незарегистрированными в избиркоме листовками - это уже издержки сторон. А последние выпуски СМИ накануне выборов с горами грязного белья и вовсе хотелось спустить в канализацию. Очищали поле для победы настоящего губернатора и юридическими методами, но это иная технология - с одной стороны, более цивилизованная, с другой - просто силовая.

ЛИСТОВКА НА ЗАБОРЕ УШЛА В ТИРАЖ

Выборы в Государственную Думу проходили у нас в двух весовых категориях - по трем одномандатным округам соревновались местные "гарны хлопцы", в этих округах бились за голоса блоки и движения. Хотя битвой присутствие в крае последних назвать трудно. Навязывались они приморцам в основном с центральных экранов при отсутствии всякой информации о деятельности местных отделений - в этом парадокс агитации объединений.

Масштабнее всех потратились Примаков с Лужковым и Яковлевым, а блок ОВР едва попал в шестерку лидеров. Видимо, политробот Доренко перевесил все остальные "реальные дела" ОВР. Союз правых сил сделал ставку на шумные массовые акции и молодые лица - и победил.

Мало тратились "яблочники". Наибольший эффект имело в разгар кампании заявление их лидера Григория ЯВЛИНСКОГО по Чечне - обратный, разумеется. Зато "Яблоко" нашло иные ходы: агитация через Интернет - для технократов и доступ к интелигенции - через местную прессу. Сайт "яблочников" оперативно обновлялся и насыщался свежей информацией, чего нельзя было сказать о сайтах других движений в Сети. Правда, об эффекте здесь трудно что-либо говорить - доступ к Интернету имеют, по статистике, лишь около 2% россиян. Зато - дешево. Кстати, "Яблоко" в крае преодолело 5%-ный барьер только благодаря краевому центру - здесь избиратели отдали ему более 12% голосов, а в остальных округах - менее пяти.

"Единство" почти не тратилось, но подспудная работа через местные администрации была проделана на удивление четко - все аналитики со своими прогнозами опарафинились. Недаром же заместитель администрации президента Игорь ШАБДУРАСУЛОВ во время инаугурации Евгения НАЗДРАТЕНКО раздаривал памятные подарки как награды президента, говоря при этом, что все отлично справились с поставленной задачей.

И вовсе сэкономила взносы своих членов КПРФ, еще раз подтвердив эффективность стройной идеологии партии и работы агитаторов по десятидворкам.

Теледебаты в этом году показали, что дальше нами будут править те, кто умеет, даже будучи неправым, стойко держать удар. Это и была, пожалуй, самая эффективная реклама, которая, к примеру политические спектакли "Гласа народа" НТВ, собирала у экрана миллионы россиян.

Среди одномандатников самой острой была борьба в 50-м округе. Ну на что могли надеяться конкуренты Светланы ГОРЯЧЕВОЙ по 51-му округу? Финансисты ее соперников это быстро поняли и откровенно "кинули" своих выдвиженцев. В 49-м округе были равноценные соперники. Но нешуточный поединок разгорелся между Владимиром ГРИШУКОВЫМ, лидером коммунистов края, и Юрием СЕРЕБРЯКОВЫМ, известным предпринимателем, депутатом краевой думы. Второму не помогла и поддержка, пусть на словах, губернатора. А вот в краевом центре и Артеме избиратели наблюдали все те же методы, что и у губернаторской кампании. Только такая активность - достать каждого - имела обратный эффект - протестное голосование.

...Сегодня началась президентская выборная кампания. Центризбирком вновь выражает надежду, что эти выборы пройдут более цивилизованно. Блажен, кто верует